понедельник, 23 февраля 2009 г.

Эмилия Наумовна Ханукаева.


Предисловие

Эмилия Наумовна родилась 18-го декабря в 1935-ом году в Семфирополе. В начале войны её мать с тремя дочерьми и сынишкой эвакуировались в Узбекистан. Отец погиб на фронте. В 1945-ом году вся семья с помощью брата матери переехала в город Сумгаит Азербайджанской СССР.После окончания средней школы №2 она поступила в Бакинский институт иностранных языков. В1957-ом году закончила институт. Она специализировалась по немецкому языку. Была направлена на работу в город Сумгаит, в школу №3, а в 1958-ом году переведена в центральную школу №11 Она пришла в школу хорошо подготовленной по избранному предмету, трудолюбивой, постоянно работающей над повышение своих знаний и культуры, активной общественницей. Уже в 1959-ом году она уже выполняла обязанности председателя методического объединения преподавателей иностранных языков. В школе было 6 преподавателей иностранных языков. По разным группам изучали английский или немецкий и во всех группах азербайджанский языки.. С 1963-го года Эмилия Наумовна уже является внештатным инспектором ГОРОНО по контролю за преподаванием иностранных языков в школах города и оказывала преподавателям методическую помощь. Эмилия Наумовна неоднократно участвовала в Республиканских методических чтениях как талантливый педагог, успешно преподающий немецкий язык. Она использовала немецкий язык и во внеклассной работе. В 1979-ом году Эмилия Наумовна была удостоена участия в педагогических чтениях Союзного масштаба в Москве. С 1980-го года Эмилия Наумовна являлась активным членом « Общества дружбы с ГДР».
Теперь предоставим возможность самой Ханукаевой. Эмилии Наумовне рассказать о своей работе.
После окончания средней школы я решила поступить в замечательном городе, красавце – Баку, в Институт иностранного языка именно на факультет немецкого языка. После трагической 2-ой Мировой войны, а для советских людей—В.О. войны, когда весь мир и все страны были в напряжённых отношениях, захотелось уметь на одном языке говорить с немцами, которые, усвоив фашистскую идеологию, хотели себе покорить весь мир и потерпели сокрушительное поражение, понять их. Я была воспитана в уважении ко всем народам, да ещё была направлена на работу в замечательный город Сумгаит—один из 17-ти городов, построенных в СССР после В. О. войны комсомольцами всех национальностей Советского Союза.В таком же духе я хотела воспитать и своих учеников.Свою работу в школе №11 я начала с большим интересом, с любовью к ученикам. Меня вдохновляла идея: «Учитель, воспитай ученика». Работала я очень старательно, тщательно готовилась к каждому уроку. Я старалась посещать разные уроки опытных педагогов, учитывать все замечания и советы завуча, часто посещавшей мои уроки. Уже через пару лет я почувствовала, что учебная программа в какой-то степени ограничивает возможности и в преподавании, и в воспитании, поэтому уже в 1959 году я по договорённости с директором школы организовала кружок немецкого языка, включая всех желающих моих учеников 5-6-9-ых классов. Чтобы заинтересовать учеников и укрепить дисциплину я решила сделать именно драматический кружок. Мы разыграли на немецком языке сказку « Красная шапочка». Главные роли я поручила самым непоседливым ученикам 6-го класса. Спектакль на немецком языке прошёл с большим успехом.Эффективность обучения заметно состоялась, интерес к внеклассной работе возрос. В 1962-ом году в Сумгаит приехала делегация из ГДР. На общем городском собрании активистов города с немецкой делегацией я была переводчицей. Там мне дали адрес школы имени Франца Меринга в городе Вальденбурге. Так завязалась переписка с учителями и учениками. В этом же году я преобразовала наш уже большой кружок в «Клуб Интернациональной Дружбы имени Эрнста Тельмана». К этому времени я уже активно переписывалась с учителями разных городов Германии.Целью КИДа явилось более глубокое изучение внепрограммного материала. Я использовала материалы литературы, живописи, музыки разных народов. Я старалась подвести учеников к выводу: познакомившись с историей многих стран, с характерами людей разных национальностей, с их бытом, при всём их разнообразии мы понимаем: нет плохих народов, есть плохие люди. Вскоре я взялась за осуществление ещё одной цели.
Я взялась за организацию переписки КИДовцев со школьниками-членами различных молодёжных организаций соседних республик и ГДР.В клубе были созданы несколько секций в соответствии со знаниями языков членами этих секций. 1) Секция по переписке с друзьями из ГДР и КИДами Союзных Республик. 2)Секция переводчиков—политинформаторов (с7-го по 11-ые классы. 3) Секция художественной самодеятельности.(4-ые—10ые классы). 4)Секция по организации и оформлении интересных встреч. (Из всех классов). 5) Секция издателей ежемесячной стенгазеты «ДРУЖБА». В неё входили журналисты, редакторы, художники и оформители. В нашей интернациональной школе были и азербайджанцы, и армяне, и грузины, которые хорошо знали родные языки.Вообще в нашей школе учились представители 89-ти национальностей, и в 1967 году наша школа была представлена Москву на ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства), как самая интернациональная школа СССР, а наш директор Евдокия Александровна Добкина получила медаль за интернациональное воспитание учеников. Я организовала переписку и встречи с детьми из ряда наших городов и соседних республик.Мы особенно тесно связались с рядом школ Кировобада, Евлаха, Ленкорани, Хачмаса, с двумя школами Армении и двумя школами Грузии.Мы проводили общие собрания всех членов клуба, заслушивали и обсуждали самые интересные письма от новых друзей. Чтобы всем было понятно, мы слушали перевод устный на русском или на немецком языках. Мы много узнавали о жизни разных народов, и дружба наша укреплялась. Перенимая лучший опыт работы, делясь своими достижениями, мы делали свою жизнь содержательнее и интереснее. В 1963-ем году я посчитала своих ребят уже готовыми переписываться с немецкими школьниками грамотно и содержательно. Так как члены клуба уже хорошо владели немецким языком. По всем пунктам «Договора дружбы» велась активная работа обеими школами. Наши клубы шагали маршрутами6: «Мир и солидарность», следуя девизу «ЧЕСТНО ЖИТЬ, ВЕРНО ДРУЖИТЬ, МИР НА ЗЕМЛЕ ХРАНИТЬ».Вскоре наш КИД стал членом общества: «ГДР — СОВЕТСКИЙ СОЮЗ». МЕТОДЫ РАБОТЫ.Мне очень хотелось усилить возможности применять на занятиях различные наглядные пособийя. За годы моей работы я сама и совместно с учениками приготовила много учебных пособий, а школа им. Месинга постоянно нам присылала подарки: книги, картины, значки, диафильмы, видовые открытки, даже магнитофон, не говоря уже о большом количестве писем с очень интересным содержанием. С целью использовать все эти материалы я просила администрацию предоставить мне помещение для учебного кабинета. В те годы у нас ещё не было возможности перейти на кабинетную систему обучения. У нас были только кабинеты физики и химии. Но мне пошли навстречу, и я оборудовала кабинет немецкого языка, что намного улучшило систему преподавания. Во многих больших шкафах хранились альбомы с множеством различных пособий, да ещё каждое пособие часто во множестве экземпляров, что позволяло каждому ученику иногда работать индивидуально. На стенах были оформлены плакаты с важными правилами немецкого правописания, и дети их быстро усвоили. Были и специальные подставки для укрепления нужных к урокам пособий. Кабинет немецкого языка использовался и для клубной работы. В определённые часы после занятий могли приходить в кабинет и помогать друг другу в усвоении программного материала или выполнения особых заданий по учёбе, или по клубной работе.В КИДе я использовала специальные методы в процессе подготовки вечеров дружбы и тематических докладов. Объявлялся конкурс на лучший доклад. Привлекала не только хороших учеников, но и слабых. Я твёрдо верила, что активисты охотно готовятся выступать, но поставила перед собой задачу: заинтересовать пассивных учеников, помочь им найти себя даже в самом малом деле. Я считаю это важнейшей задачей учителя. И так—готовые доклады рассматривало жюри (я и 4-ре отличника). Если иногда по содержанию доклада побеждал слабый ученик, радости его не было предела, он усиленно готовился выступать перед гостями, преодолевая свою стеснительность. К нам приходили школьники и педагоги из соседних школ, а не редко приезжали гости из разных городов соседних республик. И уж особая радость, когда приезжали наши друзья из Германии.Такой вид работы содействовал формированию у учащихся общественной активности, приучало детей к патриотической и интернациональной работе. Постепенно всё больше успехов появилось у слабых учащихся. Так, например, учащиеся 6-го класса Мамедов Эльчин и Смольников Владимир учились слабо, нарушали дисциплину. В результате индивидуального к ним подхода, стали активистами клуба и учиться стали на хорошо.Доклады посвящались деятельности руководителей город, государства. Ребята всегда отмечали патриотический и интернациональный характер их деятельности, старание улучшить жизнь трудящихся, развитие промышленности, сельского хозяйства. Но больше всего доклады посвящались великим учёным, писателям—классикам и известным совремённым писателям-гуманистам разных народов мира, отмечали мы и великих художников и скульпторов. Практиковала я также диспуты и конференции. Выбирали ответственных учащихся старших классов, а после проведения мероприятия обсуждали и давали оценку их работе. Выступали на русском и на немецком языках.Очень большое внимание я уделяла подготовке художественных номеров к концертам на тематических вечерах, которые мы устраивали для разных групп классов, когда наша страна или весь мир отмечали торжественные—исторические даты.Во всех этих мероприятиях постепенно вырастал настоящий Человек, который становился достойным гражданином своей Родины. Проводились также отдельные мероприятия. Например, с одной группой посещала бульвар или кино—сеанс или квартиру сильного, затем слабого ученика, проверяя их рабочее место и их участие в домашней работе. Перед любым посещением мы решали на что обращать внимание. А потом каждый записывал свои впечатления на русском языке, а позже уже и на немецком языке. Мы их обсуждали, в главном приходили к общим выводам. Это ещё раз подчёркивало им их развитие. Интересную работу подсказали нам в письмах немецкие школьники. Там в 7-8-9-ых классах практикуются письменные рассказы о своей семье. Эти рассказы в своих письмах они и нам присылали. Попробовали и мы провести такую работу. Конечно, эти сочинения зачитывались в классе. Родители заметили, что дети стали больше заботиться об уюте и чистоте их квартиры, больше помогать матери в домашней работе. Так что вырастал не только сознательный гражданин, но внимательный и заботливый член семьи, думающий о каждом и помогающий каждому в меру своих возможностей.
Кроме всех мероприятий, наиболее важной воспитательной работой была организация встреч с участниками ВО войны. После трагической и героической роли Красной армии в победе над фашистской Германией во 2-ой Мировой войне школьников больше всего интересовали встречи с героями войны.. Таких встреч, как и все наши учителя, я устраивала много. Я расскажу об одной.Необычайно волнующей и трогательной была встреча с героем Итальянского Сопротивления—советским солдатом Шахбабой Меджидовым, азербайджанцем по национальности. Затаив дыхание слушали члены КИДа воспоминания о войне М Ш. Меджидова, его жены—итальянки. Юношей Шахбаба, как и многие старшеклассники, добровольно ушёл на фронт из маленькой азербайджанской деревеньки. В начале преступного нападение фашистов без объявления войны на Советский Союз они превосходили Красную Армию в количестве войск и в любой военной технике. К тому времени они уже захватили всю Европу. Начало войны было самым трагическим. Многие красноармейцы тогда попадали в плен. В одном из сражений группа наших военных была захвачена фашистами в плен и направлена на работу в побеждённую, но и сопротивляющуюся Италию. Вскоре группа наших бойцов, в том числе и Меджидов, из плена убежали. Так как местность им была незнакомая, они договорились разбегаться в разные стороны по два человека, чтобы охране труднее их было ловить. За Шахбабой и его товарищем гнался один охранник. Товарища он застрелил, а Шахбабу тяжело ранил. Убитого парня охранник потащил, очевидно, в доказательство ,что не дал ему убежать, рассчитывая вернуться за вторым беглецом , считая его мёртвым. А Шахбаба в бесчувственном состоянии лежал на траве, под кустом. Место было пустынное. В это время сельская девушка, братья и отец которой партизанили в лесах, проходила мимо. Она услышала стоны человека. Шахбаба, обливаясь кровью, приходил в себя. Девушка побежала в свою хатёнку за мамой. И они вместе перенесли раненого Шахбобу к себе. Помыли. Перевязали, переодели, спрятали в подвале, понимая, что его будут искать. Девушка ухаживала за Шахбабой, они полюбили друг друга. Когда он поправился, то ушёл в отряд к партизанам и до конца войны активно сражался с фашистами в составе Итальянского сопротивления. В последствии был награждён итальянским правительством. После войны он женился на своей спасительнице. У них родились сын и две дочери. Меджидов очень тосковал по родному Азербайджану, долго уговаривал жену на переезд в СССР. У него погибли все родные, и он привёз семью в новый город Сумгаит. На встречу с нами пришла вся семья. И вот на сцене, рядом с мужем сидит его жена, маленькая, очень скромная женщина, ещё не очень хорошо говорящая на русском языке. Она рассказала, как в Италии, как и во всём мире, восхищались героическим сопротивлением фашистам советских воинов. Как она поняла, что, истекающий кровью в кустах, юноша, скорее всего, советский пленник, о которых в селе уже слышали. Так связала их судьба! Как замечательно встретили их сумгаитцы, как счастливо живёт их семья! Выступали также их сын и дочь—ученики нашей школы, младшая дочка ёщё не училась. Ш. Меджидова знал и уважал весь город. Со временем сын стал переводчиком с итальянского языка и женился на русской девушке, в которую влюбился ещё в 9-ом классе, сидя с ней за одной партой. Встреч с участниками В О войны у нас было много. Эти общения с героями, спасшие мир от фашистов, воспитывали патриотизм, ребята ждали сроков достойной службы в Советской Армии, а многие мечтали стать профессиональными военными.. Но Сумгаит—город строителей. Первыми строителями были молодые люди из разных республик, а когда были построены крупные заводы: Трубопрокатный, Химический завод, Завод порошков, то понадобилось много различных рабочих. Правительство города тогда пригласило много крестьян из соседних деревень для работы на заводах, обеспечив им общежития и обучение различным рабочим профессиям. Со временем многие из них достигли значительных успехов в работе и жили уже с семьями в новых домах.КИД не мог пройти мимо встреч с Героями Труда. Таких встреч у нас было не мало. Наши заводы поставляли свои продукции во многие города наших Союзных Республик, и там были известны наши лучшие специалисты.Особое впечатление на ребят произвела встреча с Почётной Гражданкой Города Заминой Гасановой. В 1941году Замине было 17 лет. Мать её умерла, а отец погиб на фронте, и Замина осталась без родных с двумя маленькими сестрёнками. Ей пришлось работать на поле, выполнять всю домашнюю работу и воспитывать сестрёнок. Но вот она узнала о начале строительства города Сумгаит. Ей рассказали, что там ещё небольшой посёлок из деревянных бараков для строителей.Решительная, энергичная Замина с сестричками приехала в Сумгаит. Её бывшие земляки помогли ей получить в бараке комнатку и устроили на работу уборщицей на посёлке. Жаждущая знаний и умений, Замина упросила шофёра грузовой машины научить её управлять автомобилем. Шофёр сначала смеялся, а потом, видя настойчивость юной девушки, выполнил её желание. Прошло какое-то время, Замина договорилась с руководством города, чтобы освободили один барак для показа художественных фильмов населению. Город усиленно строился, но ни Дома культуры, ни Кино-театра ещё не было. Замина взялась к выходным дням на самосвале привозить из Баку кино-ленты и показывать фильмы строителям Сумгаита. И всего этого Замина добилась. Все в городе узнали и полюбили её. Сестрёнки учились в школе, а город рос. И вот Трубопрокатный завод уже славится на весь Советский Союз, в городе есть клубы, отдельный кино-зал уже не нужен. Замине уже пора приобретать новую , более сложную профессию. И вот мы уже встречаемся с Героем труда, трубопрокатчицей высшей квалификации, Заминой Гасановой. Эта героическая женщина, активная общественница, росла и растила своих сестрёнок вместе с городом. Она приобрела специальность инженера-механика и девочкам дала высшее образование, создала и свою счастливую семью. Ребята долго делились впечатлениями от встречи с таким замечательным человеком. Замина Гасанова стала для них примером трудолюбия, жажды знаний, настойчивости в достижении цели. Была ещё одна интересная встреча с Героем труда Понаховым Шамшидом Танвер- куль оглы. Его судьба отразила очень существенное явление советской жизни, проявившемся в том, что при быстром развитии промышленности в СССР после В О войны понадобилось много рабочих, и ими стали деревенские юноши. Шамшид как-то из деревни поехал в Сумгаит продать на базаре фрукты: виноград, арбузы, дыни. Он никогда не видел города, даже небольшой Сумгаит произвёл на него огромное впечатление. Он был поражён высокими домами, автобусами, трамваями, клубами с артистами и кино-фильмами. Да. Природа в его сельском районе прекрасная! Но захотелось новой жизни. Он устроился на Трубопрокатном заводе, обзавёлся семьёй. И вот через 10 лет кидовцы уже слушают Героя Труда Панахова, который рассказывает, как он ездил на Украину и в Белоруссию делиться своим опытом с рабочими по его специальности. Наслаждались его культурной речью, воодушевляющими планами. Подобные встречи воспитывали у школьников уважение к труду, науке, технике, рождали чувство патриотизма к нашей Родине. Многогранная работа КИДа , естественно , повышала эффективность изучения иностранного языка и дала мне возможность 18 лет работать без второгодников и добиться высокой успеваемости. Я чувствовала, что с каждым годом повышается качество общеобразовательной и воспитательной работы. Юноши и девушки становились не только образованнее, но и нравственнее, и активнее. Они росли уважающими родителей, учителей, стариков, трудолюбивыми, жаждущими знаний, патриотами и интернационалистами. Я радовалась тому, что чувствовала успехи в воспитании достойных граждан своей Родины. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА.Мою работу проверяли директор и завуч школы. О своей работе я отчитывалась на педсовете. Опыт КИДа Э. Тельмана был заслушан на Совете Сумгаитского ОНО и рекомендован другим школам. Опыт этот был подхвачен. В течении нескольких лет в Сумгаите возникли 10 КИДов. В начале их работы им помогала я и мои старшеклассники. В КИДе часто проводились семинары вожатых школ. Приезжали учителя из Грузии и Армении с учениками. В книге отзывов они оставляли благодарные отзывы.
Награды Эмилии Наумовны Ханукаевой.
За отличную работу в качестве преподавателя немецкого языка и руководителя КИДа Эмилия Наумивна была награждена званием «Отличника просвещения Азербайджанской СССР».Затем она была награждена медалью « За доблестный труд». Делегаты 6-го съезда учителей Азербайджана особо отметили работу по интернациональному, патриотическому и нравственному воспитанию КИД-а им. Э. Тельмана и рекомендовали всем школам перенимать их опыт работы.В1980-ом году КИД им. Э.Тельмана награждён грамотой редакции газеты «Пионерская правда» за выдающиеся успехи в работе. К 60-летию Азербайджана КИД Э. Тельмана признан в республике лучшим и награждён вымпелом ЦКВГКСМ. Поздравление Э.Н. Ханукаевой к 50-летию.С50-летием вас, Эмилия Наумовна Ханукаева!«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени»—Пожалуй, лучше не выразишь ту горячую признательность и благодарность, которые вызывают благородный труд педагога. Учитель—самая прекрасная профессия, потом что именно учителю дано важнейшее право на Земле—вручать наследникам ключи от кладовой с неисчерпаемым богатством—знаниями, воспитать Человека. И Вы, Эмилия Наумовна, вот уже 27 лет без остатка отдаёте все силы замечательному делу.Вас уважают в школе №11, где Вы трудитесь многие годы, горячо любят дети, потому что Вы сочетаете в себе такие замечательные качества, как доброту и строгость, трудолюбие и неиссякаемую энергию. Порой удивляешься, как человек успевает делать так много, как Вы, прекрасный педагог, организатор, бессменный руководитель клуба интернациональной дружбы имени Эрнста Тельмана, учитель—методист. Вы ещё возглавляете школьное и городское методические объединения. Ваш труд отмечен Почётными грамотами Министерства просвещения СССР, ЦКЛКСМ республики, ГОРОНО, Горкома Комсомола города Сумгаита, школы.За что бы Вы ни брались, всё делаете вдохновенно, с душой. И это благотворно действует на учеников, пробуждает в них добрые чувства, любознательность, активность, любовь к труду, к творчеству. Вы всегда стремитесь воспитать в своих питомцах патриотизм и интернационализм. Работа руководимого Вами КИДа, обширная переписка со многими городами страны и за рубежом свидетельствует о Вашем вкладе в дело мира и дружбы между народами. И не случайно клуб был неоднократно победителем многих смотров. Свой опыт Вы с удовольствием передаёте другим.Учащимся Вы даёте не только знания. Стараетесь воспитать их прекрасными людьми. Вы учите их с максимальной пользой для здоровья, ума и души проводить своё свободное время.Эмилия Наумовна! Вы не только прекрасный педагог, Вы и человек замечательный, душевный, бескорыстный, отзывчивый. С Вами рядом всегда легко и хорошо. И даже не верится, что Вам уже 50 лет, так Вы молоды. Обаятельны. Энергичны.Оставайтесь такой на долгие годы. Ваш неустанный труд нужен не только детям, но и нам, вашим коллегам. Доброго Вам здоровья, счастья и дальнейшей плодотворной работы. Успехов в деле воспитания подрастающего поколения, за которым будущее! ОТ ИМЕНИ УЧИТЕЛЕЙ ГОРОДА: АДМИНИСТРАЦИЧЯ, ПАРТББРО, ПРОФКОМ ГОРОНО.ПРОШАНИЕ СО ШКОЛОЙ И ГОРОДОМ.
ДОРОГАЯ ЭМИЛИЯ НАУМОВНА!

Комментариев нет: