четверг, 14 августа 2008 г.

Лия Шистер - немецкий язык

Кукуева Роза Михайловна Статьи и Ханукаеиой Эмилии Наумовны.




Кукуева Роза Михайловна.

Предисловие.

Роза Михайловна Кукуева родилась в 1927-году. В Сумгаит онаприехала в1947-ом году.
Первая её работа заключалась в организации в маленьком бараке «Дома пионеров». Администрация города понимала, что строить новый комсомольский город приезжали только молодые, дедушки и бабушки в такой город не приезжали, а детей в молодых семьях было много. Необходимо было организовать детей. Надо помнить, что в годы В. О. войны детей —уличных бродяг нигде и никогда не было. Хотя ежедневно их отцов и матерей губили фашисты и на фронте и на захваченных территориях. Осиротевших детей сразу устраивали в Детские дома, а многие мальчики становились сынами полка. Вот и в Сумгаите организовать ребят взялась очень энергичная, инициативная, с живым, творческим умом Роза Михайловна. Так она вспоминает первое шествие отряда пионеров: «Когда жители услышали звучание горна и барабана, выбежали из своих квартир и увидели шагающих пионеров, они от радости со слезами на глазах громко нас приветствовали. Они поняли, что их детей организуют и воспитают». Затем она работала пионер — вожатой в школе №3. В школу №11 она уже пришла педагогом домоводства, а затем и биологии, закончив заочно Бакинский пединститут. Много лет она работала завучем по воспитательной работе в школе №11 до распада СССР и её переезда в Израиль.Её опыт воспитательной работы очень разнообразный, необычайно интересный и полезный.

Предоставим Розе Михайловне самой о нём рассказ.

РАССКАЗ РОЗЫ МИХАЙЛОКНЫ

Красавец — город Баку имел в 60-ти километрах от центра самый отдалённый, небольшой район Сумгаит на берегу Каспийского моря. Район только начинал обживаться. Там, около электростанции и строящегося химического завода, были 2 двухэтажных дома, в них жили работники электростанции. Около этих 2-ух домов стояли 2 одноэтажных, деревянных барака. В одном были Райисполком, Финотдел и Райкомы партии и комсомола, в другом помещался Гор ОНО. В отдалении от этих домов в разных местах были две маленькие, барачные школы: русская — № 145 и № 200 — азербайджанская.Когда в 1947-ом году ЦКВКПБ решил построить 18 новых городов силами комсомольцев всех национальностей страны, то в Азербайджане решили такой город строить в Сумгаите.Стали приезжать сотни добровольцев из разных республик, особенно из сильно пострадавших Украины и Белоруссии. Сначала создали барачный посёлок для временного жилья, определили границы будущего города и стали выкорчёвывать высохшие ветки и корни винограда. Когда-то на месте будущего города были виноградные поля.Первые 10 лет город строился особенно энергично. В нём уже появились улицы с четырёхэтажными домами, школы №1, №2, №3 и так до №11. Были построены Дома культуры. Кинотеатры. Но главным образом строились Трубопрокатный завод, Порошковый завод, достраивался химический завод «Озеро».Я хочу рассказать об участии детей в строительстве города.И октябрята, и пионеры, и комсомольцы хорошо знали, что немецкие фашисты в первые годы войны погубили больше половины городов, стёрли с лица земли тысячи сёл, а в течении всей войны погибли миллионы невинных людей. Многим, вернувшимся с войны, негде было жить, а надо было ещё поднимать промышленность в городах и сельское хозяйство в сёлах, чтобы люди могли начать нормальную жизнь. Вот почему строится наш Сумгаит. И если каждый будет участвовать в рождении новых городов, заводов, больниц, школ, театров и всего, что нужно, то это будет совершаться быстрее.И школьники, особенно в сложные, первые годы строительства города, чем могли, с энтузиазмом помогали строителям. Они приходили отрядами и классами к строящимся домам и дорогам, очищали территорию от строительного мусора, сажали первые посадки деревьев и создавали цветочные клумбы. Телефона в городе ещё не было, и отдельные, ответственные ученики были курьерами, они переносили записки с деловыми вопросами в стройуправление и ответы строителям, выполняли и другие поручения. Конечно, ими руководили взрослые: учителя или родители, чаще — мамы. Когда в городе уже оформились некоторые улицы, уже начали проводить «Праздники улиц». Каждая школа украшала к празднику свою улицу: белили стволы уже подросших деревьев, обкапывали вокруг деревьев почву для доступа в грунт осадков и воздуха. В этот день деревья украшались флажками и лозунгами с призывами беречь деревья, сохранять всегда чистоту улиц и дворов. Горком комсомола и ГорОНО подводили итоги этих работ и награждали победителей.Так как наша школа №11 была расположена в части степи, идущей к берегу моря, то мы проявили инициативу: раскопали дорогу. Из дальнего леса рабочие привезли чернозём, школьники его рассыпали по краям дороги к морю и посадили деревья и вечно зелённые кустарники.Так появилась первая дорога к морю, превратившаяся постепенно в приморский парк. Это досталось большим трудом, так как многие деревья не сразу принимались, приходилось на одном месте сажать по три-четыре раза, часто поливать. К каждому небольшому участку были прикреплены классы, они соревновались между собой.Город расширяется и по сей день, и оформлением новых районов приморского парка занимаются уже специалисты.Но первые школьники Сумгаита с гордостью вспоминают своим трудом воздвигнутую центральную аллею к морю. И сейчас дедушки и бабушки, гуляя с внуками по любимой дороге, с гордостью рассказывают малышам, что эту красоту создавали они, будучи школьниками, а малыши учились понимать, что листья и цветы рвать нельзя, их надо беречь.

ШКОЛЬНАЯ «МАЛАЯ ТРЕТЬЯКОВКА»

В 1955 году открылась очередная новая школа №3 на посёлке, у электростанции. Взрослые и дети уже стремились украшать всё, что создавалось. В районе, где была построена школа, ещё не было зелени, но домашние растения были в каждой квартире. И вот родительский комитет предложил желающим школьникам с разрешения родителей подарить школе домашние растения. Вскоре школьные коридоры, ещё не открытой школы, превратились в садовые дорожки. Вдоль стен стояли огромные кадки с фикусами, розами, а на подоконниках всех классов расположились горшочки с прекрасными, разнообразными цветами. Но нам всем очень хотелось чем-то особенным украсить новую школу. По инициативе директора Евдокии Александровны Добкиной, мы решили создать «Малую Третьяковку». Она списалась с администрацией Московской «Третьяковской галереи».По нашей просьбе нам прислали довольно большое количество малых репродукций и к ним приложили небольшие книжицы с описанием содержания и сведениями о художниках. Учителя бросили клич ученикам и родителям. И вскоре нам принесли 600 крупных репродукций «Третьяковки» из журналов. В школе, в старших классах, был организован конкурс по оформлению этих репродукций. В коридорах были красиво оформлены картинные выставки. Цветы и картины были оформлены к 1-му сентября 1-го года работы школы №3. Группу учащихся подготовили вести экскурсии по «Малой Третьяковке», интересно и понятно рассказывать о каждой картине и о художниках ,их создавших. Наши экскурсоводы провели экскурсии для всех классов, а в течении года приглашали рабочих, строящих заводы «СК», «ОЗЕРО», «БТЗ» И ТЭЦ. Экскурсии имели успех.

ОПЫТ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Когда открылась школа №11 в центре города, директора и основную группу учителей перевели из школы №3 в школу№11. Так и я начала работать в новой школе, но уже не пионервожатой, а педагогом по домоводству. Одновремённо я училась на заочном отделении Бакинского педагогического института на биологическом факультете.В период моей работы пионервожатой я руководила всеми внеклассными мероприятиями, и мне особенно захотелось, используя накопленный опыт, привить детям особую любовь к полезному труду. Девочки учились вести домашнее хозяйство: уборку, стирку, учились гладить бельё, готовить разные национальные блюда. В первую очередь овладели азербайджанской кулинарией. Мальчики столярничали, занимались выжиганием, лепкой. В конце года проводились итоговые занятия. Это были выставки работ, сервировка столов. Девочки с гордостью демонстрировали умение готовить различные национальные блюда: азербайджанское ПИТИ и украинский борщ. Угощались администрация школы, классные руководители, инструктора ГОРОНО. Это были потрясающие мероприятия, запоминавшиеся надолго. Судья были строгие, но доброжелательные. Часто приглашали членов родительского комитета.Во дворе школы, за стадионом, оставался ещё неиспользованный кусок земли. Там я, уже и как биолог, возглавила строительство оранжереи. Это был наш подарок от шефов-завода «СК». В оранжерее мы выращивали рассаду помидоров, бакладжанов, болгарского перца. ПО договору совхоз в соседнем селе Сараи рассаду у нас покупал. По совместному решению педсовета и учкома на вырученные деньги мы купили духовой оркестр, пианино. На оставшиеся деньги приобрели самым необеспеченным детям обувь и спортивные формы. Заработки и траты строго учитывались на основании документов бухгалтером школы. Отчёты заслушивались на объединённых заседаниях педсовета и учкома, а также по классам, участвовавших в заработках. Теперь, когда наличие в школе оркестра и фортепиано резко улучшило музыкальную работу в школе, учащиеся с ещё большим энтузиазмом занимались общественно полезным трудом. Мне удалось заключить договор нашей школы со швейными мастерскими. Я получала материалы, и девочки шили наволочки, а в кондитерской фабрике мы оформляли коробки конфет.В 1960-ом году шефы школы во дворе школы, перед стадионом, построили большую мастерскую с помещениями со станками для обработки металла и дерева для мальчиков, а для девочек классы со столами и швейными машинами для шитья. В этом же помещении были две огромные комнаты для групп продлённого дня. Одна комната для игр, приготовления уроков, другая для сна. Постепенно при огромной помощи шефов мы перешли на кабинетную форму занятий. Особенно хорошо оформили нам физический и химический кабинеты. НИИ ХИМАВТОМАТ — наш второй спонсор оборудовал нам кабинет для черчения со специальными столами. На уроках труда в старших классах ученики по образцам готовили чертежи для шефа-института.Заработанные деньги мы использовали в помощь бедным ученикам и на оформление наших школьных колонн праздничных демонстраций, а также на часть расходов школьной фото-студии и школьного театра «КАПЛЯ».Вскоре меня назначили завучем и я проявила новую инициативу. Я проконсультировала всех классных руководителей и учителей начальных классов, и они к каждому 8-му марта со своими учениками готовили подарки своим матерям и всем женщинам школы: от директора до каждой уборщицы. Никто не был забыт. Но суть дела была в том, что все подарки надо было готовить своими руками, а не покупать. Лепили и красиво оформляли различных зверюшек, готовили шкатулки для хранения писем, часов, украшений и т.п. Подарки имели большой успех, так как они свидетельствовали о внимании детей и их трудолюбии.

РАБОТА ФОТО СТУДДИИ.

В новом Доме Культуры трубопрокатного завода была фото-студия. Ею руководил участник В.О. войны, подполковник в отставке, Бобряшов Владимир Алексеевич. Он вёл несколько секций платно, и разрешил бесплатно посещать его занятия нашим старшеклассникам. Потом мы выхлопотали ему в нашей школе полставки, и он много лет руководил нашей школьной фото студией. Работа проводилась огромная. Бобряшов организовал несколько групп фотографов из учеников разных классов.Перечислю главные направления работы фото-студии.:ПАМЯТКИ к окончанию 10-ых, а потом 11-ых классов.Потом мы уже стали выпускать для 11-тиклассников ФОТО- АЛЬБОМЫ, где были запечатлены администрация, все учителя во время проведения уроков в своих предметных кабинетах, ученики, естественно, на всех уроках.Праздники начала и конца учебного года.Награды медалистов.Встречи с выпускниками.Юбилейные школьные вечера.Спектакли школьного театра «КАПЛЯ». Школьные предметные вечера. Спортивные соревнования и спортивные награды.Работа оркестра .Работа хора.Короче — все школьные мероприятия. Средства на работу фото-студии шли из школьных хозяйственных средств и заработанных учениками. А также нам помогали шефы. Редкая школа имела возможность запечатлевать в таком объёме работу школы для каждого ученика. В. А. Бобряшов всегда пользовался любовью учеников, огромным уважением всего коллектива работников школы. Он работал с увлечением во много раз больше, чем зарабатывал. Он ежедневно бывал в школе. Оформил специальное помещение для проявления и тиражирования снимков. Материально он не нуждался, а работа в школе была его хобби. И мы все ему были очень благодарны.

О ШКОЛЬНОМ ДУХОВОМ ОРКЕСТРЕ.

После В.О. войны в большой моде был духовой оркестр. Праздничные демонстрации шли под марши, исполняемые такими оркестрами. В парках вечерами состоялись танцы под музыку духовых оркестров. Самые активные, боевые ребята 6-ых, 7-ых классов мечтали о таком оркестре. И вот мечта осуществилась! Школа имеет оркестр. Я попросила своего племянника- музыканта Филиппа Герсона по совместительству поработать у нас в школе руководителем школьного оркестра. Ребята учились с энтузиазмом. Оркестр просуществовал много лет, музыканты кончали школу. Их заранее заменяли другие, а оркестр украшал наши вечера, нашу школу, во время праздничных демонстраций, особо торжественные линейки и события в школе. Оркестр украшал и наши посещения завода-шефа «СК». Одной из форм нашей связи было приглашения наших октябрят, пионеров, комсомольцев на все заводские праздники завода. А этих праздников было много: то завершение строительства очередного цеха, то овладение производством нового вида продукции и т. п. Отмечались, конечно, и красные даты. На все эти праздники мы приезжали с приветствиями, с концертами и оркестром. Школьников приглашали и в воинские части на станцию Сумгаит и в соседний посёлок Насосная. И там мы бывали с оркестром. На различных выборах для избирателей мы тоже устраивали выступления с оркестром. Филиппа Герсона — великого трудоголика и энтузиаста мы тоже вспоминаем с благодарностью.

О ШКОЛЬНОМ ХОРЕ.

Уроки пения проводились по классам в соответствии с расписанием. Но вот на работу нам прислали приехавшую с Украины учительницу пения Аллу Ефимовну Хмельницкую. Она организовала хор из 100 учеников. Отобрала учеников из разных классов с хорошими голосами и музыкальным слухом и стала заниматься с ними 2 раза в неделю. Вскоре на торжественных школьных вечерах хор пользовался особым успехом. Отдельные ученики иногда подготавливали с Аллой Ефимовной дуэты, трио, квартеты. Были и солисты. Участник хора Кулик Владимир стал в последствии солистом оперного театра. В Баку часто проводились конкурсы разных хоров, в том числе и школьных. В школьных хорах принимали участие многие Бакинские школы, приезжали из многих республиканских городов и даже сёл. Наш хор однажды занимал 2-е место в республике. Руководитель комиссии потом в частной беседе с Аллой Ефимовной признался: «Ваш хор чище и грамотнее, но всё же мы живём в Азербайджане. Вот мы и решили отдать первое место азербайджанскому хору». Наш школьный хор просуществовал 5 лет. Когда Алла Ефимовна по семейным обстоятельствам уехала из Сумгаита, у нас хор перестал существовать. Наша следующая грамотная учительница пения руководить хором не взялась. Каждому делу нужен специалист.Но у нас сохранилась другая традиция конкурсов классных песен. Когда Алла Ефимовна пением увлекла всех ребят, она вместе со мной организовала конкурсы исполнения классом лучших песен. Каждый класс выбирал по вкусу одну песню. Песни были разных народов, но пели на русском языке. Ребята соответственно одевались в национальные костюмы. Музыкальное сопровождение тоже было разное: фортепиано, духовые инструменты, струнные инструменты. Песни готовились на уроках пения. Соревнования проводились по группам классов 1раз в году. Награждали всех грамотами, книгами, сборниками песен. Учащиеся очень любили эти праздники-соревнования, проигравших не было, каждый класс получал свою награду.

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ,

Для старших классов (8-9-10-11) мы организовали внеклассные курсы по бальным танцам.Пригласили балерину из оперного театра Баку. Она приезжала в субботу на 3 часа. Занятия проводились в актовом зале. Скамейки расставляли по стенкам, перед уходом расставляли по местам, так как зал всё время был занят. Аккомпанировали по очереди ученики, умеющие играть на фортепиано. Балерина у нас работала 5 лет. Потом самые активные любители бальных танцев ходили учиться бальным танцам в клуб завода АЗТ .Остальные сами учились друг у друга.

ТЕАТР «КАПЛЯ»

Театр создавался постепенно. Учителя литературы увлекались организацией литературных вечеров с чтением стихов и постановкой драматических отрывков из пьес классиков. Вот некоторые темы литературных вечеров, проходивших с неизменным успехом:«Певцы Кавказа А.С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов». «Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить». «Классики улыбаются, смеются, издеваются». «Я помню чудное мгновение». «Память сердца».Пушкину посвящали вечера ежегодно. Первые попытки организовать театр при школе совершили директор Евдокия Александровна Добкина и завуч по учебной работе Анастасия Дмитриевна Кунина. Они поставили несколько отрывков из классических пьес, но из-за большой занятости предложили попробовать эту работу литератору Лиле Григорьевне Шустер. Будучи классным руководителем 10-го, затем 11-го класса, она начала с создания «Университета Культуры». Она со своим классом готовила очень интересные утренники и вечера «Университета культуры». Это были на разные темы небольшие театральные постановки, сопровождавшиеся соответствующимикомментариями учащихся.Но уже применялся и грим, и костюмы.Но вот к нам в школу пришла работать новая, опытная учительница литературы Раиса Львовна Каплан. Создавать школьный театр она начала совместно с Лилией Григорьевной. Но вскоре она одна создала и возглавила школьный театр «КАПЛЯ». Под её руководством этот театр существовал 24 года, пока после развала СССР, она ни уехала в Израиль. Название театру придумала Раиса Львовна. Капля — в смысле капли искусства. И, если до этого на занавеси сцены в дни выступлений прикреплялось изображение «Чеховской Чайки», то теперь была новая, своя символика: две ладони бережно подставляют себя под огромную чистую каплю. Название понравилось и привилось. Раиса Львовна организовала группы разных специалистов. Были гримёры, костюмеры, декораторы, суфлёры (только первое время), организаторы сцены и зала к каждому спектаклю. Их работа была очень важной. К спектаклю зал и сцена были в идеальной чистоте, декорации были на месте, за сценой, в пристройке находились декорации для обмена при необходимости для следующих сцен, дежурные меняли их незаметно и быстро, оформляли и рассылали пригласительные билеты и красочные объявления о предстоящем спектакле, обеспечивали порядок в зале. Репетиции и организационные мероприятия были 2 раза в неделю в актовом зале в определённые дни и часы. Пьесу выбирали и утверждали сообща. Роли часто по очереди исполняли 2 человека, редко — один. Каждый год ставился один спектакль. Повторялся спектакль в течении недели 2-3 раза: для старшеклассников и педагогов школы, для родителей, вторая постановка чаще всего была для гостей: руководства ГОРОНО и школ, педагогов других школ, гостей из Баку, третий раз для учащихся нашей школы, не попавших на предыдущие спектакли. На первый спектакль шли классами. Интерес к «КАПЛЕ» был необычайный. У многих учеников проявлялись артистические таланы, они пользовались большим успехом, но никто из них не выбирал профессию актёра, эти «лирики» становились «физиками», а любовь к самодеятельному театру оставалось их хобби. Последние (перед уходом Раисы Львовны) 2 спектакля были «Поэзо –спектакли». Один из них подготовила выпускница, медалистка нашей школы Жанна Свет. Она подобрала темы и стихи к ним. Раисе Львовне группа её артистов стали оказывать умелую, огромную помощь и после окончания школы. Главный из них Эмиль Маргулис. Он и Жанна Свет готовят воспоминания о «КАПЛЕ». Это должны быть интересные воспоминания, мы их сюда вставим.

БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ.

Наш город ещё строился, и нашим детям хотелось видеть большие, красивые города. Все классные руководители, учителя-географы, учителя начальных классов часто вели на разные тематические экскурсии своих учеников в Баку. Со столицей Республики учащиеся уже были хорошо знакомы. У некоторых учеников в Баку жили родственники, они имели возможность побывать в «ТЮЗе», в драматических театрах (на азербайджанском и русском языках), в Цирке, в Оперном театре. Но большинству учащимся это было не доступно, так как автобусное движение между Баку и Сумгаитом заканчивалось часов в 7.И вот, в 1960-ом году директору школы удалось договориться с администрацией завода-шефа об оплате 20-ти туристических путевок в Ленинград на летних каникулах для хороших учеников-активистов, общественников и на 2-ух сопровождающих педагогов.Кандидатуры обсуждались на совместном совещании педсовета, учкома и комитета комсомола. Были отобраны 10 юношей и 10 девушек. С Ленинградом они начали знакомиться с крейсера «АВРОРА», несколько раз посетили «Эрмитаж», «Русский музей», дом А.С.Пушкина на Мойке, побывали на водных экскурсиях по городу. Посетили оперный и драматический театры. Вернувшись домой, ребята с таким увлечением рассказывали на классных и комсомольских собраниях о своих ленинградских впечатлениях, что комсомольцы решили организовать «Бюро путешествий». Они просили меня встать во главе этого органа. В бюро вошли старосты 8-9-10-11-х классов. По два родителя из класса. Составлялись списки с указанием места работы родителей. Я (иногда с родителями) ездила по заводам и строительным управлениям, встречалась с руководителями предприятий и руководителями профсоюзов. И в результате нам оплачивали поездки в разные города по 15-20 путёвок по группам классов. Иногда ездили по 100 человек. Наши ученики с разными учителями побывали в Москве, Киева, Волгограде, в Риге и Лиепае. В Прибалтийские города наши ученики ездили по приглашению школ этих городов, с которыми переписывался школьный «КИД». В Москве, во время каникул, нас поместили в 201-ой школе, и мы потом долго переписывались с их старшеклассниками.
ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТ.
Мы, естественно, проводили традиционные для всех школ мероприятия: Праздники «1-го звонка», «Последнего звонка». Проводы выпускников, ежегодные встречи выпускников, спортивные соревнования, соревнования КВН, тематические сборы октябрят, пионеров, комсомольцев, встречи с передовиками производства, с участниками В. О .Войны.Наш огромный актовый зал с 10-ти утра до 8-ми вечера по строгому расписанию был занят ежедневно. Организаторам всевозможных мероприятий приходилось записываться за 1 месяц раньше. Некоторые мероприятия по договорённости с зав. кабинетами проводились и в кабинете немецкого языка и в кабинете черчения.Уезжая в Израиль после распада CССР, мне пришлось оставить свои записи, и я написала только о том, что сохранилось в памяти. Можно с чистой совестью сказать, что все наши учителя очень старались, работали много. Наши ученики выросли настоящими, деятельными людьми — патриотами и интернационалистами. Они с благодарностью вспоминают свою школу и своих учителей. Многие и по сей день с ними общаются.
Роза Михайловна Кукуева.

--------- ------------------------------------------------------------------------











Предисловие.